Гости Литературного сквера – творческие люди, непохожие друг на друга, потому что нам хочется отразить все многообразие литературной палитры вуза и города. Но гусляров в аллеях нашего сквера мы еще не встречали, есть прекрасный повод познакомиться поближе: гусляр – нечастое явление в наше время.


Виталий Александрович Остапенко – учитель, поэт, гусляр, – родился в Северске, где окончил школу № 78. В детстве много читал, любовь к чтению привила мама; увлекался музыкой, историей, археологией:


«С детства я хотел стать археологом. Принимал участие в археологических экспедициях ещё подростком»

Однако жизнь поменяла планы: после службы в армии Виталий поступил в ТГУ на исторический факультет (окончил в 1996 г.), второе высшее образование получил в 2018 г. на историко-филологическом факультете ТГПУ по направлению Религиоведение. Ещё во время учёбы устроился работать в школе учителем истории и обществознания:

«В школу я пошёл работать по совету наставника и друга Андрея Дмитриевича Гамана – известного томского археолога. Учеба близилась к концу, к этому времени я уже понял, что археологией заниматься не буду. Андрей мне сказал: «Иди работать в школу. У тебя получится». Пришёл подработать на четвёртом курсе и остался, понял, что это моё призвание»


Сначала Виталий работал в школе № 88 г. Северск, сейчас трудится в МБОУ «Северский лицей». Из увлечения историей и народной культурой возникло желание попробовать себя в музыке. Первым музыкальным инструментом был варган.


Варган – музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку. Варган распространён у многих народов мира.
Как-то Виталий увидел выступление ансамбля «Васильев вечер» (томский фольклорный арт-проект), где использовались народные музыкальные инструменты, да и взялся за гусли. Гусли– русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, дата рождения которого затерялась где-то в глубине истории:
Одни исследователи полагают, что появились они у восточных славян под влиянием прибалтийских и финно-угорских народов. У них этот инструмент носил название кантеле. Другие исследователи, напротив, считают, что восточные славяне дали этим народам гусли.


В русской культуре с древних времен гусли «звончатые и яровчатые» были одним из самых популярных и любимых музыкальных, можно сказать, былинных инструментов: на них играли скоморохи, гусляры-сказители и богатыри.
«Культура любого народа неповторима, оригинальна и сложна. Исчезают цивилизации, страны, уходят в прошлое народы, а лучшие их достижения проверяются временем, становятся классикой и входят в мировую культуру. За счет взаимообогащения и идёт процесс культурного развития. А жить в культурной изоляции – значит, лишить национальную культуру развития и привести ее к деградации».
В последнее время постепенно возрождается интерес к славянской и древнерусской живописи, литературе и музыке, и довольно популярен такой музыкальный жанр, как фолк, фолк-рок. Folk музыка обычно исполняется на народных инструментах – флейта, дудочка, колокольчики, бубны – в том числе и гусли. Их переливчатое звучание ассоциируется с Родиной, миром, покоем. Это нечто большее, чем просто музыка – это сказание, былина, летопись, песня

Виталий Остапенко – не просто гусляр, он стал руководителем фолк-группы «Цикады»

История группы началась в 2009 году, когда на празднике школы № 88 города Северска Виталий Александрович и его ученик Михаил Кононов исполнили композицию «Алтай-блюз» на гитаре и варгане. После этого концерта и сложился коллектив: приходили люди, приобретались и осваивались новые инструменты – гусли, бубен и бубенцы, флейта, трещотка. К 2012 году в группе было уже шесть музыкантов, почти все – ученики Виталия Александровича.
Стиль группы «Цикады» сложно охарактеризовать одним словом: здесь смешались авторские (Виталия) и русские народные песни в аранжировке музыкантов группы, мотивы малых народов Сибири с такими современными стилями, как блюз, хард-рок и рок-н-ролл. «Цикады» принимали участие в различных мероприятиях: фестиваль этнической музыки под открытым небом AmaniFest на Новособорной площади, «Дом Солнца» в Лучаново, фестиваль-конкурс «Праздник Кузнеца» в Семилужках и др. К сожалению, коллектив больше не существует.
«Поэзия и проза суть явления языка», – по словам немецкого филолога Вильгельма Гумбольдта. Обычно все мы «говорим прозой», которая может быть даже изысканной и поэтичной, а есть еще словесное художественное творчество, стихотворное, которое не всем дано.

У Виталия Александровича этот дар есть – стихи пишет со студенчества, его творчество отличается соединением песенного фольклора, музыки, поэзии. В издательстве ТГПУ вышел сборник «Отражение» (2015).


В первой части сборника – «И я вошел в свой опустевший сад» – стихи Виталия Остапенко. Тематика его стихов – славянская, мифическая, сказочная, отсылка к истории, перенесение ее в настоящее:


      * * *
Ясный день дурманит
Чистым шорохом,
На полянах солнцем выжженных,
Да над ордами кочевников,
Табуны свои гнетущие.
А ту песню разраздольную
Подхвати с дружиной грозною,
Как пограбили церквушечки,
Как пролили реки кровушки.
- Скуластые лики, раскосые очи,
Огни разжигали в безлунные ночи,
Походкою легкой
Изрезали степи
До края последнего моря…
                            * * *
Я глухой курган встревожу
Бой-копытами коня,
Богатырские заставы
Встретят криками меня.
Булаву, мою подругу,
Крепко пятерней сжимаю,
И одним рывком могучим
В небе тучи разгоняю.
Я седой могучий воин,
Мхом порос от старых лет,
Жадно хваткой охраняю
Святый дедовский завет.

Поэтический язык текстов – песенный, с «плавающим» ритмом – отражает мифологическое мышление автора. Лирический герой отождествляет себя с воином, былинным богатырем, используя фольклорную лексику: «богатырские заставы, булава, могучие воины». А в стихотворении «Степной волк» вдруг возникает необычная ассоциация со зверем:

    Волком рыщу по степи,
Разгоняя пыль забвенья,
Я предал себя сомнениям,
Лег на сердце долгий путь.
………………………………
Видел Солнца воскресение,
Видел Ночи темный свод.
Затянул узлом тряпицу,
В ней добро ношу с собою,
Цепь вопросов без ответов,
Сновидения без снов.
……………………………….
Но бредет бродяга лишний,
Диким зверем заплутавшим,
С мыслью горькой, да не к месту,
С песней звонкой, да не в строчку.
Это – почти народные песни или песни почти в народном стиле, видимо, из-за музыкальных пристрастий автора. Поэтические образы дороги, луны, сна, поля, ночи, неба, образ героя-странника или путника – характерны для народных песен. Большинство произведений в сборнике и жанрово относятся к народному творчеству: сказка, молитва, заговор, предания, страдания, заклания... Народные интонации подчеркивают и эпитеты: «травы буйные, птицы вещие, губы алые, речи жаркие»:
                       Страдание
Ой ты, мила красна девушка,
Выходи, моя подруженька.
Светлым солнцем озари меня.
Мою долюшку тяжелую.
Ты скажи, скажи, подруженька
Как мне жить без дроли милого,
Как водить мне хороводы
Без дружка мово сердечного.
…………………………………
Как гуляла вечерочком я
Во садочке мово батюшки.
Не пришел мой милый друженька,
Позабыл свою зазнобушку
………………………………….
Я пойду ко речке матушке,
Сяду-сяду на песочечек,
И заплачу – красна девица,
И зальюсь слезами горькими
Предание
За сторожечкой, на окраине
Темный лес стоит, полон нечисти,
В том лесу живетДева дивная,
Да плетет круги в Белом озере.
………………………………….
В том лесу живет
Дева дивная,
Да плетет круги
в Белом озере.
Заросло оно, Бело озеро,
Черной тиною,
да бурьян-травой.
Кто войдет в него рано утречком,
С дивной Девою встретит зореньку,
Да и выйдет светл ясным соколом,
Ясным соколом в чисто полюшко.
…………………………………
За сторожечкой, на окраине
Темный лес стоит, полон нечисти.
При построении сюжета Виталий нередко использует кольцевую композицию: повтор фраз в начале и конце произведения, такой стилистический прием встречается неоднократно. Яркий пример – стихотворения «На воле», «Коловорот», «Кошка» и др.:
                      На воле
Ветер гонит волю
По широку полю,
Ветер гонит волю
По широку полю
Подходи, прохожий,
Вместе веселее
Видеть дальни страны,
песню запевай!
………………………
Ветер гонит волю
По широку полю,
Ветер гонит волю
По широку полю
Съехал я с дороги
Да к родному дому,
Семеро по лавкам,
Песню запевай!
         Коловорот
За окном луна встает,
Повитуха нить прядет.
Повитуха нить прядет,
О Судьбе свой сказ ведет:
- Там, за синими морями,
За высокими горами,
Темный лес стеной стоит,
В лесу Леший ворожит.
……………………………..
За окном луна встает,
Повитуха нить прядет.
Повитуха нить прядет,
О Судьбе свой сказ ведет.
   Кошка
          1
Плачет природа,
Близится осень.
Мокрая кошка сидит под деревом.
Кошка сидит
И ждет добра
От проходящих
Мимо людей.
А люди проходят равнодушно,
Не замечая ее страдания.
Они заняты своими проблемами,
Их гонит дождь и срочные дела.
……………………………      
         3
К ней подошла старушка,
Положила кусочек колбаски,
Прошамкала беззубым ртом,
Поворчала о черством сердце
Людского потока.
И ушла, тяжело
Опираясь на палочку.
Это ли добро?
……………………………

        7
А кошка осталась одна,
Никто ее не согреет
Никто ей не скажет ласкового слова.
А потом придут морозы
И кошка умрет,
Не дождавшись тепла.
Это ли добро?
         8
Плачет природа
Близится осень
Мокрая кошка сидит под деревом
Кошка сидит
И ждет добра
От проходящих
Мимо людей.
Суть кольцевой композиции заключается в том, что события в произведении начинаются и заканчиваются фактически в одной и той же точке, это заостряет на них внимание читателя и создает ощущение замкнутости жизненного круга. «Что есть добро, тепло души, милосердие?» – вопрошает автор, и нет у него ответа. По мнению российского литературоведа К. Анкудинова, чтение лирики – это всегда диалог читателя с автором, возможно, читатель для себя и найдет ответ.
Вечные вопросы о добре и зле, смерти и жизни, о любви и дружбе это всегда интересно и актуально
Философские размышления автора продолжаются в стихотворении «Подави в себе зверя!» и в «Песне про Зверя о пяти главах»:
А послушайте, други милые,
А послушайте, други милые,
Дела славные старины седой.
Как сбиралася, да дружинушка,
Как сбиралася, да дружинушка,
Удальцов лихих, добрых молодцев.
Победить в бою с Божьей помощью,
Победить в бою с Божьей помощью
Страшно Зверя о пяти главах…
 Лирический герой приготовился уже воевать Зверя, но вышел к нему старик и «заводил речи странные»:
«Не бывало здесь Зверя о пяти главах.
Страшон Зверь сидит у тебя в груди,
Страшон Зверь сидит у тебя в груди
У тебя в груди под сердечком»...
Все в самом человеке: скука, тоска, маета, горе, судьба, и как все сложится – зависит только от тебя. В этом стихотворении особенно заметно тяготение Виталия к анафорам – одинаковому началу строки, повторению отдельных строк, словдля усиления эмоционально-торжественного, возвышенного тона или выделения главной мысли. Анафора встречается и в других его стихах: «Я расскажу тебе о том…», «Как по морю, морю синему», «Мама, мамочка, где ты?..» и др.
Поэзия лирическая, по Г. Гегелю, есть «…способ выражения внутреннего мира человека». В лирических стихотворениях Виталий воспевает, в своей стилистике, не только красоту природы, но отражает в них тему любви.
Утро
Строки золотистых песен
Ветру путь к звезде укажут,
Серебристой нитью шитый,
Месяц в Небе ждет ответа,
Тех узоров голос древний
Растревожит тихий шелест,
Приносящий травам буйным
Шепот чистый родника.
По словам автора, это «навеяно французскими символистами». Перед нами – очень мелодичная, лиричная, почти интимная картина мироздания: голосами древних узоров с нами говорит прошлое, звезда и месяц в небе – это возвышенное, путь вверх, а тихий шелест трав и шепот родника – здесь, на земле, земное. И на этой прекрасной земле есть любовь земная, о которой хочется сложить гимн:
Женщине
Ты ко мне приходила во сне, я помню тебя с начала времен,
Со времени Адама и Евы.
Имя тебе – Женщина.
Ты приходила ко мне в детстве и кормила грудью, баюкала
На руках, защищала от ночных кошмаров.
Ты приходила ко мне в юности быстроногой девчонкой,
искрящейся мириадами звезд, пробуждающей невиданные мечты.
Ты приходишь к мужчинам и слабостью возбуждаешь желание,
А заботой – любовь.
Ты приходишь к старикам и утешаешь их на пороге старости
и провожаешь в мир иной.
Ты мир, ты – Вселенная. Имя тебе – Женщина.

Во многих стихах лирический герой Виталия влюблен, но счастья нет:

Когда же герой вознагражден, наконец, за терпение и страдания ответным чувством и обретает счастье, оно у Виталия с легким оттенком грусти:

      * * *
Когда опадает листва
С деревьев чахлых,
В тишине наводят грусть
Слова любви…
       * * *
… И я не знаю, как понять тебя,
Твой нежный взгляд пугливо-томный,
Твои слова любви и нелюбви,
В объятиях моих и в мыслях черных…
            * * *
Ах, как прекрасен взор
Влюбленной женщины.
Волнует кровь
 И будоражит мысль.
И чувств огонь, испепелить готовый
Мои признанья…
Ах, лик ее – простертая Вселенная,
Рожденная из плена пустоты,
Надежду дарит скорой встречи.
Как бесконечны карие глаза,
И Млечный путь ее волос…

    * * *
 Жизнь моя связана с твоей,
Я это знаю…
………………………..
Живу одной тобой,
Я это знаю.
Грущу одной тобой,
Я это знаю.
Ты рядом мотыльком,
Я это знаю.
И любишь ты меня,
Я это знаю.
Разлученные
И что мне написать тебе, родная?
Какие строки принести?
О том, что мыслю я желанием
С тобою быть?
Далекие мечты.
…………………………
Я набираю номер.
Твой голос…
Теплый, нежный…
Ты улыбаешься, я знаю,
Мы начинаем разговор…
……………………………




Я знаю все слова на свете о любви,
Я знаю много фраз и оборотов страсти.
Но смысла нет в словах,
Когда тебя нет рядом.
И потому вокруг лишь пустота и тишина
И мысли полные желаний.
Люблю тебя одну, 
Ты это знаешь

«Поэзия – не только для поэтов…», – написал Илья Фоняков, поэтому важно, как мысли и чувства, вложенные автором, возникают в сознании читателя и отзываются в его душе. Есть в первой части сборника стихи Виталия, в которых, на наш взгляд, соседствуют осторожный оптимизм пополам с пессимизмом:

Человек – единственное существо на планете, которое осознает, что умрет
Присутствие
Как приятно ощущать
Свою ненужность,
И присутствовать просто так
На заседаниях Ареопага.
Как приятно приходить
И никого не замечать,
Как приятно уходить
И оставаться незамеченным.
Приятно быть ничем,
Глотать и переваривать
Свой вакуум.
Какая разница –
Ты есть или тебя нет?
Какая разница –
Ты здесь или там?
По большему счету
Нет разницы.
Все сплошное присутствие,
Присутствие в присутственных местах.

Осень
В природу утро принесло
Сырое пробужденье.
Прохладой веет аромат
Листвы пожухлой.
Так осень наступает
На мой светлый мир,
Неся с собой
Восторги разрушенья.
И холодеет разум от того,
Что невозможно время повернуть,
И дней зеленых вереница
Уже погасла в памяти моей
Как-будто не было
Ни солнечного света, ни тепла.

      * * *
Я завтра этот мир покину навсегда,
Но ты не забывай меня...
Когда мой прах накроет мрак ночной,
Когда я превращусь в сырой могильный гной.
Не забывай меня,
Когда весною на холме могилы
Взойдет зеленая трава,
…………………………
Ты выпей за меня и спой
Ту песню, что о ямщике
В степи замерзшем…



* * *
… В мире наступает кромешная тишина,
Музыка пропала, свет исчез,
Я погружаюсь в темноту ужаса
Бесконечного ожидания тепла.
Краеугольная заноза гложет сердце,
Душный зной пронзает мозг
И вырывает душу.
МИР ПОГИБ.

Стихотворение «Молитва» можно считать поэтическим кредо поэта:

Господи, как хочется любить,
Отдать себя всем смертным без остатка,
Из тьмы воскреснуть солнечным лучом,
Горячим солнечным лучом…
Господи, как хочется любить.
Господи, как хочется страдать,
Рыдать по каждой мелкой птахе,
Залить и утопить себя слезами,
Горючими, солеными слезами…
Господи, как хочется страдать.
………………………………….
Господи, дай силы просто жить,
Молить Тебя не смею о пощаде,
Быть праведным и грешным быть позволь.
Позволь любить и ненавидеть…
Господи, дай силы просто жить.

Поэзия вышла из народной песни, и творчество Виталия Остапенко показывает, что современная поэзия в форме поэтического слова живет и ищет смысл и свое место в этом огромном мире. Возвращение смысла этому миру, пожалуй, весьма достойное дело.

«… умение «поэтизировать» является даром, который получают немногие», – по словам итальянского литературоведа Ф. Беннардо. Поэтический дар Виталия ориентирован на своего читателя, собеседника. Будем же уважать право автора на высказывание, имеющее личную значимость, Удачи и вдохновения на творческом пути!

Подготовила материал Т. П. Амосова,

техническое оформление Е. Г. Кадомец,

иллюстрации из сети интернет

Все фотографии, тексты и видеоматериалы принадлежат их владельцам и использованы для демонстрации. Пожалуйста, не используйте контент шаблона в коммерческих целях.

НАШИ КОНТАКТЫ

Электронный адреc: biblioteka@tspu.edu.ru

Телефон: (3822) 31-12-71

Место нахождения: г. Томск, ул. Герцена, 66

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website