«О Сибири буду писать долго. Это моя родная, чудесная, таежная земля»
Земля Томская славится талантливыми людьми, воспевшими любовь к малой Родине в своих замечательных произведениях. Один из самых известных сибиряков – Виль Липатов.
Виль Владимирович Липатов (1927/1979) – знаменитый российский и томский писатель, о котором можно сказать его же словами – «и это все о нем»: публицист, журналист, сценарист и драматург, автор известных романов, повестей, рассказов, киносценариев, лауреат нескольких литературных премий, секретарь Союза писателей России и преподаватель литературного института им. М. Горького (публиковался также под псевдонимом В. Алмазов).
Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. Лауреат премии Ленинского комсомола (1978) – за сценарий телефильма «И это все о нём».
Родился Виль (сокращение от Владимир Ильич Ленин) в Чите в семье известного журналиста, сотрудника областной газеты «Забайкальский рабочий» Владимира Николаевича Липатова и учительницы литературы Сары Иосифовны Садович.
Мама и привила сыну любовь к книгам – в детстве читала ему Пушкина и Державина, Андерсена и Блока, который стал любимым поэтом, чьи строки, «звучащие как музыка, открывали непонятно-зримый и поэтический порядок необыкновенно простых слов... Все остальное в детстве было деревенским» (из Автобиографии).
Писать стихи и прозу Виль начал с 5-го класса, но собирался быть не писателем, а журналистом: «Помню только, что, будучи мальчишкой лет десяти, я однажды сказал девчонке: «Я буду журналистом!» – «Станешь снимать киножурналы!» – очень обрадовалась она, но … я уже точно знал, что киножурналы выпускать не хочу»
«Будучи человеком случайным на факультете математики, я решил перейти на истфак. Историческое образование – моя давнишняя мечта».
Ещё студентом младших курсов, перейдя на заочное отделение, Виль Липатов начал работать в томской областной газете «Красное знамя» (1951-1956 гг.) – писал очерки, рассказы, фельетоны, рецензии на спектакли, а также публиковался в газетах «Молодой ленинец» и «Правда Ильича», работал на Томском телевидении.
По оценке А. Казаркина, Липатов «в литературу пришёл в эпоху Оттепели, и осмыслял ту же реальность, что и В. Шукшин, Ю. Казаков или Ю. Трифонов». Он быстро становится известным, благодаря его рассказам и повестям о тружениках Сибири. В некотором смысле Липатов – писатель-деревенщик, осознающий разрушение патриархального быта и деревенской культуры. В его деревнях и рабочих поселках живут привычным укладом сильные и красивые, цельные люди: рыбаки, речники, рабочие-лесорубы, инженеры, водители. Главная тема прозы – случаи в леспромхозах, в бригадах лесосплавщиков, где действие всегда разворачивается на фоне так хорошо известной ему природы, любимой реки. Река как образ дороги, жизни в целом – извилистой, непредсказуемой и бесконечной…
«Солнце уже ушло далеко от горизонта, стало белесым, а небо темнеет, воздух неподвижен, и только марево струится над песком. Глазу открывается широкое течение реки, пойма, луга, черные тальники, небольшая зеленая горушка; … синеет Обь, сделавшая такую крутую петлю, что берега едва не сомкнулись. На повороте река как море. Взгляд не может соединить разом оба берега, на каждый надо смотреть врозь – вот как широка Обь».
В повести «Еще до войны» – далекое предвоенное десятилетие в таежной Сибири: «За два года до войны тихо жила деревушка Улым. Лесозавода еще не было, сплавного участка тоже, кирпичных домов и в задумках не имелось» – тихая, мирная, чинная жизнь улымчан. Жили в поселке староверы, переселенцы, остяки и чалдоны – так зовут русских, давно живущих на Оби.
Патриархальный уклад крестьянской жизни соседствует с трудом в колхозе всех жителей, среди которых были и переселенцы, и сосланные кулацкие семьи. О приближении перемен, о грядущей беде говорит название повести, и автор усиливает это ощущение, многократно повторяя «за два года до войны».
Липатов создал образ времени, в котором слились представления о прошлом, настоящем и будущем страны.
Но главное в сюжете этого произведения – уникальные характеристики сибиряков, даже отрицательные персонажи у него по-своему оригинальны. Автор с любовью описывает этих незатейливых, не очень ученых, но честных и добрых людей: «Дед был высок и сутул, под ситцевой рубахой просторно дышала могучая грудь»; «Тело тети Паши, обтянутое цветастым ситцем, кичилось здоровьем, белой кожей и буграми мускулов».
Липатов превосходно передает характерный язык сельчан: «Дед Абросимов говорил на том говоре, какой употребляют жители среднего бассейна реки Оби…» – и не только в этой повести, но практически во всех «деревенских» произведениях. Грустно сознавать, что через два года этого простого и правильного мира уже не будет: начнется война, а после и уклад этот куда-то исчезнет...
«Хороший работник не может быть плохим человеком, ибо труд свой он отдает людям. А коли так, то какой же он плохой, если себя отдает людям?..» – говорит капитан Валов из повести «Капитан «Смелого»
Главный герой Женька Столетов – наивный романтик, восторженно воспринимает мир, высоко ставит искренность. Он видит двойные стандарты в обществе, где на словах одно, а в сознании – другое.
Противостоящий Женьке мастер лесопункта с «говорящей фамилией» Петр Гасилов – гасит светлые устремления и веру в идеалы в переносном и буквальном смысле. Явление, которое стало косвенной причиной смерти Столетова и фактическая смерть комсомольского движения в стране, обозначено словом «гасиловщина». Конфликт, лежащий в основе романа, волнует Липатова давно, это – авторское видение реальной ситуации в стране «победившего социализма», когда нельзя было изображать социальную несправедливость:
В романе выведены «… герои двух узнаваемых советских типов: ударники и приспособленцы-конформисты. Главную опасность своего времени Липатов видел в бездуховном потребительстве, в жизни, отданной материальным благам. Исход эпохи очевиден…» – по оценке Александра Казаркина.
Повести «Лида Вараксина» и особенно «Сказание о директоре Прончатове» объединены проблемой призвания и профессионализма. Первая повесть – о старом коммунисте, всю свою жизнь отдавшем служению людям и любимому делу, вторая - о человеческом призвании, о человеке на своем месте. Прототипами многих персонажей Липатова были реальные люди, которых автор знавал лично, присваивая их фамилии или имена своим героям. Даже отрицательные персонажи у него по-своему оригинальны.
«Деревенский детектив» (1967) – пожалуй, самое известное произведение Липатова и во многом автобиографичное: поселок Кедровый соединяет в себе черты тех сибирских деревень, в которых прошло детство и молодость писателя. Главный герой – сельский оперуполномоченный Федор Анискин, в основе сюжета – реальный случай из сельской жизни.
Хорошее знание деревенской жизни и психологии деревенского жителя позволило Липатову создать «с натуры» колоритных персонажей, что проявляется во внешнем описании и в речи героев – среди просторечной лексики часто встречаются идеологические штампы. Липатов создал произведение в популярном жанре, любимом читателями.
Народный артист Михаил Жаров, исполнитель роли следователя, увидел в Анискине ни больше ни меньше, как Макаренко в милицейской форме, хотя критики усмотрели в повести пародию на милицейский роман.
Большинство произведений В. Липатова обращено к молодежи того времени, кому предстоит сделать выбор жизненного пути, определяющего их судьбу: проблема взросления, отношения с родителями, первая любовь… Утверждению ценностей человеческого бытия посвящены повести «Серая мышь», «Еще до войны» (1971), «Житие Ванюшки Мурзина, или Любовь в Старо-Короткине» (1978). Повести затрагивают такие стороны жизни, как быт людей, досуг (как отдыхали, чем заполняли свободное от работы время), взаимоотношения в семьях.
Самая страшная вещь в творчестве писателя – «Серая мышь», вышедшая в 1970 г., бичующая страшный порок всех времён и чуть ли не всех народов – пьянство. Липатов один из первых в советской литературе поставил вопрос о становящемся национальной трагедией алкоголизме, когда еще пытались показывать передового, лишенного пороков, советского человека.
Только после смерти начальника лесосплавного участка Валентинова Игорь понимает, что за всю жизнь он совершил только два самостоятельных поступка и то, потому что ему «разрешили» их совершить. Трагедию умного, талантливого человека, за которого всё решает система, показал Виль Липатов. Примечательно, что писатель в этом романе подробно описал старые улицы Томска.
Герой, прощающийся с жизнью, беспощадно оценивает пережитое. Острота социального анализа в романе привела к тому, что его «Лев на лужайке» около 10 лет не появлялся в печати. Роман – фактически предсмертная исповедь и самого Липатова, прошедшего тот же путь от журналиста провинциальной газеты до преуспевающего писателя и умер так же рано.
Смысл всего творчества Виля Липатова – в утверждении важного принципа соответствия человека его делу и месту, в постановке вопросов общезначимых. Литературный критик А. Макаров называл талант писателя «киномышлением», имея в виду зримость, композиционную завершенность эпизодов, напряжённость действия его произведений. «… стремление передать внутреннее через внешнее», – отмечает и критик К. Ф. Бикбулатова. Кино увлекало писателя с детства, Виль Липатов и стал автором сценариев к 9-ти художественным фильмам – экранизациям его произведений:
«Моё увлечение искусством началось с кино… для меня не существует литература, которая не дает зрительного образа».
Дебютная экранизация писателя по повести «Деревенский детектив» вышла в 1968 году, второй фильм «Анискин и Фантомас» – в 1974-м, а завершила трилогию в 1978-м кинолента «И снова Анискин». Образ Фёдора Анискина, блесящее воссозданный на киноэкране Михаилом Жаровым, помнит и любит не одно поколение российских читателей. В последующие годы зрители видели еще не один фильм, снятый по романам и сценариям Липатова:
1988 – «Серая мышь
Верный своей любви к Сибири, Липатов предпочел, чтобы съемки телефильмов «Ещё до войны» и «Игорь Саввович» проводились на томской земле. Режиссер Борис Савченко исполнил волю писателя: ряд эпизодов фильма «Ещё до войны…» снимался осенью в окрестностях села Ярское Томского района, в массовых сценах фильма снимались жители села. В Томске и состоялась премьера 2-серийного телефильма в феврале 1983 года. Роман «Игорь Саввович» экранизировали уже после смерти писателя: Б. Савченко снял по роману мини-сериал, который вышел на экраны в 1987 году. В фильме снялись актеры томского театра драмы – заслуженные артисты РСФСР В. Варенцов и Д. Киржеманов, и дебютировал в большом кино актер ТЮЗа А. Халитов. Все фильмы сняты режиссером с бережным отношением к автору, смотрятся и сейчас с интересом и удовольствием, хотя показывают их нечасто…
Память о писателе живет в Томской области. В апреле 1988 года в рабочем посёлке Тогур и городе Колпашево прошли первые Липатовские чтения. На следующий год чтения состоялись в городе Асино, куда приезжали дочь писателя Татьяна, московские и томские писатели Г. Митин, М. И. Галесник, Э. В. Бурмакин, А. И. Казанцев и др. Также Липатовские чтения были проведены в Томском государственном педагогическом институте. К 95-летию писателя в Томской области был организован Липатовский фестиваль-2023 «И это все о нем». В рамках фестиваля прошли музейные экскурсии, конференция, показ фильмов по произведениям Липатова, творческие встречи с писателями. Студенты филфака ТГУ писали научно-исследовательские работы о творчестве Виля Липатова.
Заслуженный художник России Леонтий Усов представил бюст из сибирского кедра – Виль Липатов с фигуркой участкового Анискина в руке: скульптура предназначена для музейной экспозиции писателя в селе Тогур.
Однажды его спросили: «Когда Вы были счастливы?» Липатов ответил: «Когда сидел и писал».
Жизнь писателя – его книги, те, что вы пока ещё не прочитали:
Подготовили по материалам из открытых источников Интернет.
Кадомец Екатерина Григорьевна
Заведующая сектором
e-mail: kadomec@tspu.edu.ru
тел.: 31-12-71 (доп.:3243)