Если в Литературном сквере присесть на скамью в самой дальней аллее и прислушаться, то в шуме кедров над головой можно услышать тихое «ойуунусскай»…
   Среди творцов истории каждого народа есть люди, имена которых навсегда овеяны славой и почтением. Ойунский великая и трагическая фигура ХХ в. Революционер, поэт, писатель и публицист, переводчик, драматург, филолог, кандидат лингвистических наук, общественный деятель, борец за самоопределение и за единство якутского народа. Имя Ойунского находит отзвук в сердце каждого якутянина; нет в Республике Саха человека, который бы не знал о нем. Пришло время и нам рассказать: Платон Ойунский в 1917-1918 гг. был студентом историко-словесного отделения в Томском учительском институте и потом год проработал учителем начальной школы в селе Казанка Томской губернии.

  Столетие Ойунского в 1993 году было отмечено ЮНЕСКО, в честь 110-летия его именем названа планета, в Париже, возобновлено издание избранных произведений писателя. В 2014 г. на здании главного корпуса Томского государственного педагогического университета появилась мемориальная доска, посвященная памяти Платона Ойунского. Для участия в церемонии открытия в Томск прилетела племянница ученого, Елена Слепцова член Союза писателей России, заслуженная артистка Якутии. В ответном слове Елена выразила благодарность:

«От всей души мы благодарны, что чтите память нашего Платона Алексеевича. Он для Якутии – все. Ойунский является основателем нашей автономии, республики Саха (Якутия). Он учился здесь, якуты его очень любят и чтят по сегодняшний день. Ойунский является незримым лидером нашей якутской духовной культуры»

  В многодетной якутской семье Алексея Слепцова в 1893 году родился мальчик, которого нарекли Платоном согласно церковному календарю. Но в историю он вошел под своей приобретенной звучной фамилией Ойунский, которая происходит от слов «ойуун» (шаман) и «уус» (род)  Ойуунускай, то есть «из рода шаманов».


Юрта семьи Слепцовых
   Потомок шамана-ойуна гордился своим «старорежимным» происхождением, что заставило его в 1920 г. сменить родовую фамилию «Слепцов» на псевдоним «Ойунский». По якутским поверьям считается, что род и происхождение определяют судьбу человека:
Мне ль быть на жизнь свою в обиде?
Мне ль пред своей судьбой робеть?
   Детство Платона прошло в мире необычном, овеянном мифами и легендами якуты жили в мифологизированном мире. Всем, что происходило на земле, правили бесчисленные духи, заклинатели, шаманы. Мальчика с юных лет окружали сказители-олонхосуты народные певцы, чьи рассказы казались частью реальной жизни.

Владимира Карамзин "Образы олонхо" Серия "Ньургун Боотур Стремительный" Лист "Родоночальники"
Владимир Карамзин "Образы олонхо" Серия "Ньургун Боотур Стремительный" Лист "Родоночальники"
   Олонхо – якутский героический эпос, воплотивший древнейшее эпическое искусство якутов. Он состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношении. Стихотворные строки перемежаются ритмической прозой, прозаическими вставками. Исполняется народными сказителями – олонхосутами. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, часто без инструментального сопровождения. В 2005 г. ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества»
   Ничто не предвещало Платону блистательной карьеры политика и поэтической судьбы, пока у него не раскрылся талант певца-импровизатора. Когда он впервые исполнил олонхо, вначале для своих сверстников, ему было лет восемь-девять, чуть позже мальчика стали охотно приглашать к себе домой взрослые: все находили, что у него хороший голос и незаурядный дар слова :
Если слово ярко-узорно плести,
Если речь проворно вести,
Должен правду я говорить,
Старых сказочников повторить…
«У меня в детстве воображение было богатое, красочное, рассказывал красноречиво. Получал приглашение тоенов*, которые на досуге наслаждались по длинным зимним ночам моими рассказами»
*Тойон(тоен) - «староста инородцев» (В. Даль); титул главы отдельного племени якутов
  В 1906 году в селе рядом с его домом открывается школа, куда Платон поступил и слыл лучшим учеником.
Первая школа в Татте, открытая в 1906 г. Здесь начал учебу П.А. Ойунский
   Многие якутские семьи стремились дать своим детям хорошее образование, так в 14 лет Платон оказывается в Якутском городском четырехклассном училище, потом продолжает образование в Якутской учительской семинарии (1914-1917 гг.)

   Именно в годы учебы он сформировался как личность: увлекался литературой, выпускал рукописные журналы, создавал литературные кружки, печатал свои первые произведения и переводил произведения русских классиков.

Томский учительский институт

   Сибирь имела в судьбе Платона важнейшее значение, с ней его связал город Томск и учеба в Учительском институте. Здесь он стал участником большевистского движения: с марта по май 1918-го Платон  инструктор по организации советской власти Томского губернского совета. В июне он возвращается в Якутск в качестве инструктора Центросибири по организации советской власти в Якутии, а после свержения советской власти в Якутске в октябре возвращается в Томск и до мая 1920 г. работает учителем в начальной школе села Казанка Томской губернии.

Литературный дебют Ойунского состоялся еще в ученическом журнале «Маяк» 1914 г. со стихотворения на русском языке, посвященного графу Л. Н. Толстому. Сам же он пробой пера называл драму «Волна жизни», написанную в 1916 г., но общепринято считать первым произведением его стихотворение «Песня рабочего» 1917 г., с которого он стал известен как революционный поэт и певец новой жизни. Тема борьбы за свободу звучала во многих стихах:
В мятежные, яркие дни
Наш голос подобен прибою,
Якутский народ мы ведем
К победе дорогой прямою.
В застывшие, трудные дни
Быть каждый обязан героем,
Утроим усилья свои,
Темницы и тюрьмы откроем
В набатные, грозные дни
Призыв наш гремит неустанно,
Свободу себе обретем,
Низвергнем насилье тирана.
В тревожные, бурные дни
Мы смело идем в наступленье,
С пути богатеев сметем
И сбросим ярмо угнетенья.
    (Песня свободы, 1922 )
   В этом же году он начал писать свое основное произведение драматическую поэму «Красный Шаман», ставшую визитной карточкой якутской литературы:
Неистовство и мощь, живущие в огне!
Неведом был язык ваш вещий мне…
Черед пришел — раскрылась суть моя:
Четвертый год, как стал шаманом я.
Четвертый год, как я увидел сон…
Чьим чудодейством был тогда я осенен?
  В 1921 году Платон Ойунский возвращается в Якутию и избирается председателем Губревкома Якутии, в 1922 г. он председатель Совнаркома, в 1923 председатель Центрального Исполнительного Комитета Якутской АССР. В 1928-1931 годах нарком просвещения и здравоохранения Якутии.

НИИ языка и культуры ЯАССР (ныне Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук).


В 1935 году по его инициативе был создан НИИ языка и культуры при СНК Якутской АССР, где он стал первым директором. В этом же году защитил в московском Институте национальностей в Москве диссертацию на степень кандидата лингвистических наук, став в истории якутского народа первым национальным учёным
«Может собственных Платонов якутская земля рождать»
перефразировал известные слова Ломоносова Олег Сидоров,
заслуженный работник культуры
Республики Саха (Якутия)
  Ойунский переводил на якутский язык классику русской и мировой литературы, чтобы приобщить якутских читателей к культуре мастеров слова. Занимался разработкой и составлением русско-якутских словарей. В секторе редких и ценных книг нашей библиотеки хранится одно из изданий 1935 г.
  Театр и Ойунский это отдельная большая тема. В первые годы Советской власти в Якутске начали ставить пьесы Платона Ойунского: «Большевик Басылай», «Нюргун Боотур Стремительный», «Красный Шаман», «Огого багарбыт» («Пожелавший ребенка»), «Указ царя», «Туйаарыма Куо».

Иллюстрации художника-графика Марии Рахлеевой.
Бухатыыр ата: Олоҥхоттон. Кыра саастаах оҕолорго / М. Рахлеева уруhуйдара. – Якутскай : Кинигэ изд-вота, 1980. – 16 с., ил.
«Ойунский завещал нам три вещи: язык, олонхо, итэгэл-веру. Ойунский оставил модель развития культуры, его творчество для нас – эгрегор, коллективное бессознательное, энергия воплощения идей, мыслей в жизнь, показатель развития общественной мысли народа»
Андрей Борисов,
театральный режиссер,
основатель Театра Олонхо

   Нравственная проблема, поставленная П. Ойунским в повести «Кудангса Великий», – личность, выделившаяся на фоне остальных людей своим могуществом и величием. Кудангса – самый богатый и могущественный глава рода, который возомнил себя первым среди людей, а затем объявляет себя единственным правителем всего народа.
Но никакое величие личности и могущество духа не может служить оправданием того, что на пути к своему возвышению человек нарушает законы самой человечности.
  Проблема личности нашла отражение и в поэме «Красный шаман» – в самом знаменитом и трагическом произведении Платона Ойунского, цитата из которого выбита на мемориальной доске. Одно из самых знаменитых и трагических произведений - песня-олонхо «Красный Шаман», над которым он работал в течение семи лет.

  В поэме «Красный шаман» главный герой боролся с Орос Баем, у которого человек это «пылинка смехотворная в руках у смерти, у судьбы, у вечности». Подчеркивалась жажда деятельности Красного шамана как полновластного хозяина, не признававшего над собой и народом диктата богачей и законов. «Красный шаман» это плод глубоких размышлений поэта о путях развития человеческой цивилизации, об использовании революционных насильственных способов в разрешении человеческих проблем:
Горем мир наш гложется,
Горе в мире множится…
Счастья в мире не найдешь,
Счастье — сказки, счастье — ложь…
 Черство небо… Небо глухо…
Человек! Не падай духом!
Из-под молний, из-под града,
Из кровавой тьмы и смрада,
От порога бездны черной
Отрывайся, обреченный!
Стон прерви, почувствуй силу,
Стань орлом, взлети к светилу –
И вкуси лучей сиянье,
И победы ликованье
Вылей в выдохе последнем!

«Не зная языка бурятов и якутов-саха, я, наверное, все-таки понял бы прекрасное чувство, вложенное неизвестным мне поэтом-саха, автором поэмы «Кысыл Ойун» вот в эти слова: Пришла пора / Зажечь неугасимые костры / Пламенной свободы / По всем тернистым тропам / Бедственной жизни Земли».

Максим Горький дал высокую оценку после знакомства с подстрочником перевода

   Еще в 1927 г. Ойунский написал рассказ «Великий столетний план» первое литературное произведение в якутской литературе, написанное в жанре утопии. В каком-то смысле это рассказ-идея, идея всеобщей свободы и всеобщего счастья. Спустя 10 лет следователи НКВД нашли в этом небольшом рассказе повод для обвинения: «В художественной литературе протаскивал буржуазно-националистические троцкистские взгляды».

   Платону Алексеевичу было инкриминировано обвинение в «руководстве буржуазно-националистической контрреволюционной организацией» и шпионаже в пользу Японии. П. А. Ойунский был репрессирован: в 1938 году арестован, а в 1939 – умер в больнице Якутской тюрьмы. Тюремщики тайно вывезли его тело и безвестно схоронили.

   Все его документы, фотографии, письма, произведения, труды были изъяты органами и затерялись или были уничтожены. Его книги изымались из библиотек, а в оставленных фамилия автора вымарывалась.


П. А. Ойунский сам подготовил четыре тома своих произведений, но они не успели выйти в печать, а оттиски уничтожили. В московском издательстве с 1937 по 1939 гг. работал Федор Петрович Ефимов, он спрятал вариант оттисков, увез в Якутию и хранил их в течение 20 лет. Благодаря этому в начале 60-х годов вышел семитомник сочинений П. А. Ойунского.
  Платон Ойунский полностью реабилитирован в 1955 году. За свою недолгую жизнь Платон Алексеевич успел сделать удивительно много: помимо государственной деятельности, он внес неоценимый вклад в якутскую литературу, науку, журналистику, изучение и сохранение народных традиций, народной культуры. Стихи Ойунского становились любимыми произведениями и пелись всем народом. 20-е годы в якутской литературе правомерно считаются «эпохой Ойунского»


Мы все, родившись, солнце видим,
Мы все, родившись, встретим смерть,
И я умру — мой прах исчезнет,
Травой мой холмик зарастет.
Но мной оставленные песни
В столетьях сохранит народ

«И вся его жизнь – до конца не спетая поэма, не оконченная драма и не полностью раскрытая трагедия»

народный писатель Якутии Дмитрий Кононович Сивцев
   Народ мудрее и выше всяких идеологий, он не предает своих героев, ведь у саха человек, владеющий словом, всегда был в почете. Якутия чтит своего героя: на центральной площади Якутска установлен памятник, именем Платона Ойунского названы Якутский академический драматический театр, Литературный музей, аэропорт, улицы в Якутске и других городах Саха. В 1966 году учреждена Государственная премия им. П. А. Ойунского, присуждаемая за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры.

   Вслед за Ломоносовым хочется сказать, что может и томская земля «платонов рождать»: мы вправе гордиться тем, что из стен нашего вуза вышел яркий писатель, большой ученый, великий человек, ставший национальным достоянием Якутии.
Подготовила по материалам из сети Интернет ведущий библиотекарь Т. Амосова
Техническое оформление зав. сектором Е. Кадомец

начало
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website