Литературный сквер укрыт снегом до весны, немногих прохожих развлекают звонкие синички. Ранний вечер в нашем заснеженном сквере похож на рассвет – это почти дословная цитата из стихотворения нашей собеседницы, члена Союза российских писателей (2020 г.) – Марии Владимировны Кирилловой, недавней магистрантки нашего вуза:
Мы вышли в сумерках из дома,
и на далекие огни
брели, брели…
Мария - коренная томичка из семьи служащих, дочь преподавателя и инженера. Тяга к стихосложению появилась очень рано - в три года, а уже в 11 лет стихи впервые были опубликованы в журнале "Сибирские Афины". С ранних школьных лет Мария посещала музыкальный и художественный кружки, затем окончила музыкальную школу по классу фортепиано и художественную школу (с отличием и даже с похвалой). Задолго до окончания ДХШ приняла решение выбрать профессию художника, но после школы поступила на механико-математический факультет Томского госуниверситета, где проучилась 3 курса и перевелась в ТУСУР, окончила его как инженер по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем. В настоящее время занимается веб-программированием:
                        * * *
…но проще стало говорить
об очевидном настоящем:
что обрелось, тому и быть.
                    * * *
… Огромный мир внутри,
дышу, пишу…
Итак, художник, музыкант, программист, но нам прежде всего Мария Кириллова интересна как поэт. Ее стихи ранее публиковались в альманахе «Каменный мост», в томском литературно-краеведческом журнале «Начало века» и в других российских литературных журналах «Русское эхо» (Самара), «Южная звезда» (Ставрополь), «После 12» (Кемерово)
В первой книге Марии Кирилловой "Синий огонь" (2018 г.) собраны стихотворения разных лет (1996-2013 гг.), оформленные детскими пленэрными работами автора. Книга удостоена Губернаторской премии по литературе в номинации «Дебют» 2017 года.
«Книгу нового поэта берешь в руку с вопросом: с чем пришел в мир, что хочешь сказать?.. Первая книжка М. Кирилловой литературно притягательна, но чем-то и настораживает, вызывает удивление и вопросы. А это уже немало для литератора-дебютанта» – из рецензии на сборник Антона Хазина (Начало века. 2019. № 2).
У меня тоже возникают вопросы: для какого читателя эти стихи, зачем пишет и какой мир создает автор? Мироощущение поэта – неповторимо. Стихи, как правило, отражают состояние души автора, здесь же чаще - неопределенность, отрешенность, некоторая бесприютность… Стихи-настроения? Недосказанность черновика?
                       Смеркалось…
Я устала, сажусь на холодные камни,
и уставшие птицы вдруг садятся на ставни.
Вечереет, вокруг развеваются флаги,
я рисую в тетради из непрочной бумаги…
Чувство безысходности и, в то же время, чувство сопричастности автора ко всему происходящему прослеживаются во многих стихах сборника:
                Пустынный вечер
Я подметаю дым, я подметаю пепел…
Что не сбылось – растопчут, да разбросает ветер.
Так покатились дни под горизонт колючий…
И – только ветер дует на пустыре, могучий.
Слово - единственный инструмент писателя и поэта, которым он создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, привнося настроение: просто капля или капля, в которой ОКЕАН, лужа грязная – или в которой НЕБО. Часто встречающиеся слова «чужое», «пепел», «вечер», «сумерки», «дым» создают ощущение прозы жизни, серости буден:



                           Гимн пустоте

В лабиринте подъездов и сумрачных стен
мы проводим свои несчастливые дни
глупо, демонстративно поднявшись с колен,
над подъездом фонарь неизбывно горит.


Главный герой стихов Марии Кирилловой, по моему ощущению, - город. Концепт Город в контексте поэтического мышления - это укрытие, безопасность и защищенность. У Марии – это город-грусть с легковесными крышами, в котором она чувствует себя беззащитной перед враждебным миром, что отражает часто встречающееся слово «ветер» (холодный, могучий, жесткий, терзающий). Город нужен человеку, но, кажется, героиня стремится его покинуть, выйти из города вырваться за рамки привычного существования («вечно в поиске смысла и места» - сказано Марией о кораблях, но ведь и о самой себе: «никто не увидит, как я – безоглядно – иду»), чтобы потом вернуться обратно преображенной и совершенной:
               * * *
…Дождусь воскресенья –
и вновь, как обычно, вперед: от всего – за версту.
               * * *
… шаг – из дому, настежь открытая дверь!
               * * *
Ветер дверцу открыл. Что ж ты замер, беги
сквозь пространство навстречу свободе – привет!
               * * *
сделать хотя бы полшага –
в любом направлении, лишь бы вперед!
               * * *
…Я иду за далёкой, но яркой звездой,
и дожди собираются в ржавый бачок…
               * * *
Не холодало, но темнело…
Дорогой незнакомой шла.
Могла бы, если бы хотела…
Хотела б, если бы могла.
Способы покинуть город различны, это и уход, бегство, поездка на транспорте, отсюда частое упоминание у Марии городского транспорта: трамвая, троллейбуса, рельсов и – поезда, расширяющего пространство («несуществующий поезд», «стремительный поезд», «гремят, несутся поезда» «вперед по железной дороге»). Свобода - главная мечта героини?
      …Останавливать поезд железной рукой,
       Уезжать – возвращаться ревущей рекой…


«Дорога в одну сторону» – сборник (2017 г.) представляет собой «конспект» будущей книги, объединяющей стихи 2013‑2014-х и более поздних годов

Дорога является важным культурным концептом русской языковой картины мира. Дороги бывают разные – стезя, путь, дорожка, тропа, бескрайние и неприметные, скромные, и все они нужны человечеству. Ю. М. Лотман отмечает, что символ дороги «содержит запрет на движение в одном направлении, в котором пространство ограничено». Цель движения - дорога ведет к чему-либо. В фильме-притче Тенгиза Абуладзе «Покаяние» (1984 г.) звучит фраза «К чему дорога, если она не приводит к храму?» Куда ведет нашего автора эта дорога?
         Холодный вечер
Увидеть, все еще возможно
В большом предписанном пути...
Вперед по краю, осторожно,
как птица вечером летит.
                    Раздолье
…широченная – в пропасть дорога,
по которой бредётся легко,
только холодно как-то – немного.
           Будничный вечер
…мерцающее пламя в груди,
и звездочка, совсем вдалеке,
и голая земля впереди.


Героиня Марии Кирилловой движется из серого мира недружелюбного города всегда вперед к свету, далекой звезде, и это свидетельство того, что поэт входит в мир с надеждой на «бесстрашное счастье» и верой в свое предназначение:

                        Надежда
Из пыли и пепла весной облака
бегут над поселками и городами,
и смерть не пугает, и жизнь легка,
а то, что случается – будто не с нами.
Все меньше просторных незанятых мест,
все меньше высоких неявственных целей,
махнули рукой и поставили крест
на том, чего сделать уже не успели,
но страстно желали, свершая во сне
тот пламенный старт, героический финиш,
и – адресовали далекой весне…
А берег чужой – изумительно синий.
И там, на берегу – чудесная весна «…Без шапки, простая,
журнал посещений крадет…»
           Март, апрель, май
Рассвело, Затопила подвалы…
Приближалось короткое лето,
напоследок весна раздавала
горстки порций невзрачного света
и мечты исполняла послушно,
обещая другую весну…
«Благодарности – что Вы, не нужно!» –
засмеются, руками всплеснут,
всхлипнут, ахнут, вздохнут и закроют,
уходя, обветшалую дверь –
и пойдут, подневольные, трое
в незнакомые страны теперь…

             Поэтика весны
Птицам прилетающим – привет,
до земли поклон, по телу – дрожь…
По глазам так больно белый свет,
по губам так просто первый дождь.
По складам читать стихи – навзрыд,
от конца – к началу, странный стих…
Раскатились кольца пирамид –
развязались руки, отпустив.
Без царя под вечер голова,
по условным крышам – мерный стук…
Что стихи? – обычные слова
конструируемые из букв.
У читателя, обладающего широким кругозором, название сборника «Синий огонь» вызывает ассоциацию со стихотворением Булата Окуджавы «Ночной разговор» - по тональности, по настроению:
Мой конь притомился, стоптались мои башмаки,
Куда же мне ехать, скажите мне, будьте добры?
Вдоль красной реки, моя радость, вдоль красной реки,
До синей горы, моя радость, до синей горы.
А где ж та гора, та река, притомился мой конь,
Скажите, пожалуйста, как мне добраться туда?
На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь,
Езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда.
И хочется спросить автора словами поэта: «А, где ж этот ясный огонь, почему не горит?» Да нет же, у Марии он горит, вселяя надежду на будущее:
          На ясный огонь
Ночь прохладным одеялом к лицу,
под высокой безымянной звездой
не страшит ни приближенье к концу,
ни качели над простой пустотой
Станет небо среди дня вечереть,
и собьются самолеты с пути,
но огонь мой продолжает гореть,
и мой поезд продолжает идти.
У Марии Владимировны хорошее чувство языка, продуманная композиция и форма стихотворений, музыкальность, иногда напевность русской народной песни – сказывается музыкальное образование (учеба в Томском музыкальном училище им. Э. Денисова) и серьёзный интерес к народной музыке:
          Я стою
А стояла бы я
на берегу озера,
с берега бы
глядела бы в черную воду!..
Да сквозь толщу прозрачной воды
дно увидела бы, гравий илистый…

               * * *
Как вода вниз по всему, что было,
да как ветер по моему лицу…
               * * *
На берегу воды осина стояла, стояла,
в темную воду осина глядела, глядела,
в темную воду осина слезы роняла, роняла…
Как сказал Роман Либеров, режиссер, сценарист: «Поэзия как искусство существует для передачи опыта проживания». Чтение стихов (чтение вообще) – это взаимоотношение автора и читателя: автор ждет понимания, а читатель воспринимает личность автора через формы воплощения текста. Задача читателя - услышать поэта, прочувствовать силу его выразительности.
Любого творческого человека чувства переполняют, это больше, чем автор. Через меня выплескивается мир, и моя задача - точно сформулировать ощущение
говорит Мария
Встречаются у Марии и не совсем женские стихи, скорее, это предпосылка философской лирики:
* * *
Ночь – разойдутся горизонты,
и возвратится на места
складируемое в сторонке,
шагам вернется простота,
услышу гром на побережье,
увижу башенки вдали,
рисуя будущий и прежний
миры, далёко от Земли.
* * *
Жизнь прожить – убедиться, потрогать,
слушать вопросы и вслух отвечать.
* * *
Всё обсудится, вкратце рассудится:
не понравится – значит, не сбудется…

* * *
И небо обращается в твердь,
и камни обращаются в пыль,
былое обращается в смерть,
грядущее – в неточную быль.
Автора не страшит приближенье к концу, потому что есть «уверенность в счастливом исходе всех этих нескончаемых странствий в поисках жизненного смысла», - по словам члена Союза российских писателей Олега Лапшина.
Поэт Андрей Вознесенский считает, что

Стихи не пишутся - случаются,

как чувства или же закат.

Душа - слепая соучастница.

Не написал - случилось так.
У Марии Кирилловой стихи случились, и, несомненно, найдут свой отклик в чьей-то душе, ведь каждая книга находит своего читателя. Автор любезно подарила библиотеке сборники своих стихов с дарственной надписью.

Кириллова, М. В. Синий огонь : стихи / М. В. Кириллова. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2018. – 119 с. : портр., ил.

Материал подготовила: Т. П. Амосова

Оформление: Е. Г. Кадомец

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website